![]() |
![]() |
![]() |
13.07.2025
Рукопись повести «Президент Каменного острова». Деревенские в республике Каменного островаДеревенские в республике Каменного острова
Вот, что на эту тему встречается в книге. Книга, глава двенадцатая, стр. 67: «– У вас есть потайной ход, – сказал я. – Или с острова прыгаете? Вниз головой? – Ушлый... – усмехнулся Коля. – Чего меня пытаешь? У Сороки спроси... – Он у вас за главного? – Президент, – сказал Коля… – Поглядеть бы на вашего Сороку. Или всё время на острове прячется? – От кого ему прятаться? – Гарик с ним хочет потолковать... – Сорока твоего Гарика пополам сломает! – Посмотрим... – Да Сорока... – А где Вася? – перебил я Колю. Надоело мне слушать про Сороку. – В Островитине, – ответил Коля. – Я думал, он ваш, интернатский. – Рыжий тоже из Островитина... – Всех к себе принимаете? – спросил я. – Не всех, – ответил Коля». Книга, глава шестнадцатая, стр. 90: «– А этот Президент, – спросил Гарик, – кто он такой? – Из интерната, – ответил Федя. – Не нашенский. Без матки и батьки слонялся. Беспризорник. А потом сюда привезли. Два раза убегал, но прижился на нашу голову. После директора самый тут главный. Над интернатскими верховодит. И наших, островитинских, кое-кого переманил. У них там на острове дом, сами построили. Ну и всё лето живут в нём. Другие по домам разъезжаются, а у Президента нет дома, вот тут и околачивается со своими дружками. Они его слушаются, как бога. Поглядеть – одна умора, что они творят! За три версты бревна куда-то таскают. Тяжеленные! А что на острове делают – никто не знает. Мы пытали у своих – как воды в рот набрали». Книга, глава двадцать девятая, стр. 155: «Коля Гаврилов сказал, что членом республики стать не так-то просто. Нужно пройти много испытаний; кто не выдержит, того не принимают. Васька, которому я хотел помочь, проходил испытания. А то бревно он должен был один дотащить до большого муравейника. Без остановки. Таковы условия. И это ещё не всё. Есть испытания потруднее... На острове могут жить лишь сильные, выносливые и храбрые. Васька Островитинский не выдержал только одно испытание: не достал камень со дна озера... Там глубина семь метров. Но его приняли, так как всё остальное выполнил. Но камень остался за ним. Потренируется, потом всё равно достанет». Комментарий: Изначально в рукописи ничего этого не было. Когда я в детстве читал о том, что среди детдомовских мальчишек с Каменного острова было и несколько деревенских из Островитино, то интуитивно ощущал какое-то противоречие. Это противоречие подтвердилось, когда во второй половине 70-х студентом техникума мне довелось дважды побывать в колхозе на «картошке». В обоих случаях деревенские парни безо всяких поводов с нашей стороны видели в нас, городских, своих врагов. Они задирали нас, пытаясь прощупать, есть ли среди нас неспособные им ответить домашние «маменькины сынки», чтобы унизить своим физическим превосходством. Пару раз доходило до драк. В сельской местности дольше, чем в городе, продержалась традиция «ходить стенка на стенку», поэтому деревенские были ловчее и решительнее городских. В порядке вещей было, когда после таких массовых драк между соседними деревнями с дубинками и намотанными на руку солдатскими ремнями с тяжёлой латунной пряжкой на конце кто-то получал тюремный срок за нанесение тяжких телесных повреждений, а порой и за убийство. Дежурным на базе Межутоки одно время работал хороший мужик из Ильятино Валерий Прокофьевич Тимофеев, которого все по-дружески звали просто Прокопыч, так вот он в молодости отсидел срок за то, что из ревности к девушке выстрелил в соперника из охотничьего ружья и ранил его дробью в ногу. Известны и другие похожие случаи. В городах традиция «ходить стенка на стенку» между соседними улицами тоже когда-то была, но она сошла на нет после того, как советская власть расселила горожан из частного сектора, бараков, общежитий и коммуналок по отдельным квартирам. Дети стали меньше гулять во дворе со сверстниками, больше читать книжки (в том числе, - «Президент Каменного острова» :-), делать уроки, смотреть телевизор и учиться играть на скрипке (помните мальчика в очках на балконе из фильма «Покровские ворота»? :-) А сейчас дети как в городе, так и на селе почти совсем не гуляют во дворе, зато, сидя дома, «накачивают мышцу большого пальца правой руки», давя на клавиши смартфона :-) Второй причиной нелюбви деревенских к городским было то, что все они мечтали вырваться из глубинки в город. Они видели, как их родители-колхозники горбатятся в поле в жару с раннего утра и до позднего вечера, выбрасывают вилами навоз из телятников и делают много другой тяжёлой и не всегда чистой работы, вынуждены месить грязь резиновыми сапогами, когда идут осенние дожди, ждать попутной грузовой «полуторки», чтобы добраться в районный центр за покупками или в больницу, а родители их городских сверстников ходят по чистому асфальту, ездят на трамвае, работают под крышей тёплого цеха или сидят в белых халатах за чертёжной доской в конструкторском бюро. Поэтому, не будучи горожанами, но мечтая переселиться в город, они из зависти пока мстили тем, кто там уже живёт. И последней причиной являлось то, что деревенские волей-неволей ощущали интеллектуальную разницу между собой и городскими не в свою пользу. Это факт, что образование в городе всегда было лучше, чем в глубинке (мало кто из выпускников пединститутов рвался работать в сельской школе, большинство искало любую возможность увильнуть от такого распределения). Для молодых объясню, что советский техникум («технарь», как мы его звали между собой) являлся примерно тем, что в настоящее время называют бакалавриатом института, но с углублённой технологической подготовкой. А «умных» в народе никогда не любили. Не случайно ходило выражение: «А ещё в шляпе! (или в очках)». Поэтому деревенских парней и тянуло показать нам «кузькину мать» («начистить рыло»). Такое отношение простых советских работяг к образованным хорошо показано в художественных фильмах 60-х годов. Например, в кинокомедии «Карьера Димы Горина» (1961 г.) сибирским героям-лесорубам кажется «чудиком» случайно попавший к ним в бригаду работник столичной сберкассы Дима Горин (Александр Демьяненко»). В фильме «Девчата» (1961 г.), также о сибирских лесорубах, показан несуразным новый начальник - инженер Вадим Петрович. В комедии «Живёт такой парень» (1964 г.) режиссёр Василий Шукшин демонстрирует такое отношение простого народа к целому набору городских персонажей «с образованием», с которыми встречается главный герой, шофёр грузовика Пашка Колокольников по прозвищу «Пирамидон» (Леонид Куравлёв) - инженеру Гене из Москвы (Родион Нахапетов), умной попутчице из города, с которой Пашка обсуждает культуру быта, журналистке краевой молодёжной газеты (Белла Ахмадулина). Кроме того, Пашка и его друзья потешаются над приехавшим в колхозный клуб домом моделей с показом мод хрупкими манекенщицами. В кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.) из уст героини Натальи Крачковской в адрес инженера Шурика (Александр Демьяненко») звучит «глас народа»: «Интеллигент несчастный! Выучили вас на свою голову, - облысели все!» Это сохранялось в нашей стране долго, до тех пор, пока человек с высшим образованием не превратился из редкости в обычное явление. Само собой, большинство населения СССР, не будучи высокообразованными и видя вокруг таких же, как они сами, считало себя «нормальными» в отличие от чокнутых «учёных» городских. В советское время старательно умалчивали о постыдном факте многочисленных избиений, грабежей и убийств интеллигентов на улицах Петрограда и Москвы во время революционных событий 1917 года, когда революционеры разогнали органы правопорядка – полицию и жандармов, и на улицах воцарился хаос. Это никак не укладывалось в русло коммунистической трактовки революции, в соответствии с которой её осуществил самый передовой и сознательный класс – рабочий класс. И ведь происходили эти нападения не столько ради грабежа, сколько из той самой ненависти: «А ещё в шляпе!» Беспорядки удалось прекратить только решительными и жестокими действиями созданной новой властью Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). В повести «Тимур и его команда» герои разделены невидимой границей на две части – правильных пионеров-дачников и хулиганов-поселковых. Даже романтик и активный агитатор за коммунистические ценности Аркадий Гайдар не посмел пойти против суровой правды жизни и не включил в команду Тимура кого-нибудь из деревенских. Поэтому невозможно представить себе, чтобы среди местных островитинских нашлись такие, кто стал бы бороться с односельчанами-браконьерами и участвовать в драке на озере на стороне детдомовцев. А детдомовцы для деревенских - хотя и не городские, но всё равно пришлые, чужие, поэтому «их надо бить!» В своей книге «Каменный остров. История усадьбы Межутоки» я писал: «Школа сначала находилась за ручьем на бугре, где раньше была конюшня (в Межутоках). Туда ходили и дети из окрестных деревень – Ильятино и Погарино. Потом школу перенесли в Ильятино. Короткой дорогой в Ильятино можно было ходить только в клуб, когда по выходным привозили кино. В школу же этой дорогой ходить запрещалось, чтобы не идти по деревне, где между ильятинскими и детдомовскими неизбежно случались драки. Приходилось идти кружным путем вокруг Немеги». К сожалению, человечество всегда делилось на отдельные племена, враждовавшие друг с другом из-за различий в месте проживания, языке, цвете кожи, вере и культуре. Вильям Козлов сам родился в глубинке, но потом стал городским жителем, в силу чего отлично представлял себе жизненные реалии взаимоотношений деревенских и городских (или детдомовских), поэтому, работая над рукописью, он и мысли не мог допустить о том, чтобы сделать их соратниками. Судя по всему, и здесь вмешалась редактор Н.Л. Страшкова, упирая на то, что всё это - предрассудки средневековья, и наша советская молодёжь обязана жить по-новому, поэтому надо показать в повести прогрессивные коммунистические принципы - «интернационализм» и дружбу «между народами». Вильям Козлов, конечно, не мог спорить с ответственным редактором и внёс в текст соответствующие дополнения. Знать бы им тогда, что спустя 27 лет уникальный социальный эксперимент на территории Советского Союза закончится полным крахом, а ещё через 31 год начнётся война между двумя соседними братскими народами, одним из поводов к которой станет запрет на русский язык для русских и русскоговорящих, проживающих на территории соседа. |
||
![]() |
![]() Клуб «Президент Каменного острова» |
![]() |